суббота, 5 мая 2018 г.

Всероссийская акция "Читаем детям о войне"

Вот уже пятый год я со своими детьми участвую в акции, придуманной и организованной Самарской детской областной библиотекой - "Читаем детям о войне". Помню, когда я сама училась в школе, у нас в учебниках литературного чтения были такие произведения. Сейчас они вынесены за рамки обязательного чтения... Но я считаю, что именно художественные произведения лучше всего расскажут детям о том, что было тогда.

 Ветеранов Великой Отечественной войны остается все меньше. Да и не любят они вспоминать то страшное время. Мой двоюродный дед, Хусаинов Набиулла Гатауллович, которого я никогда не видела, но слышала от мамы воспоминания о нем, не любил рассказывать о войне. Помнить можно только то, что знаешь.

Букволеты читают сейчас произведения о войне. Читают и переживают. Рассказывают, делятся эмоциями и впечатлениями... Некоторые ребята сказали, что знают о своем прадеде, служившем на войне. А может, будет возможность, и мы услышим эти рассказы - здесь в блоге и в классе. Короткие, но полные гордости.

Перед чтением мы говорили с детьми о том, что такое - Великая Отечественная война и почему она так называется. Какое значение имеет праздник - День Победы. Знают ли они что-нибудь о своих родственниках, приближавших Победу...

Хочу познакомить своих детей и их родителей с сайтом "Подвиг народа".
Именно здесь я нашла информацию о своем двоюродном деде. Может быть, повезет и вам. Это очень трепетный момент... Строка поиска здесь.

А мы сегодня вместе прочитали рассказ Анатолия Васильевича Митяева "Мешок овсянки". Кстати, ребята, Анатолий Васильевич во время войны был минометчиком.

Дети слушали... В тишине... Только в особо драматические моменты чтения я слышала  негромкие охи... Очень переживали дети за Лукашука, а потом радовались, что все хорошо закончилось.

Примерные вопросы, на которые отвечали дети после чтения:
1. Почему солдаты рассердились, когда нашелся хозяин мешка?
2. Почему все-таки отдали мешок?
3. Почему рыжий не поделился овсянкой с голодными солдатами?
4. Почему санитар не ел овсянку сам?
5. Что вы знаете о роли собак и других животных в Великой Отечественной войне?
6. Как собаки помогают людям в мирное время?

Память о войне нужна. Давайте будем ее бережно хранить.

В Инстаграме паблик Афиши Краснодара публикует замечательный проект "Улицы героев":


 Мы живем в Краснодаре и должны знать тех людей, в честь кого названы его улицы.

В понедельник можно и нужно приносить книги на военную тему в класс. Организуем выставку. Обменяемся впечатлениями.

Если есть возможность, можно принести фотографию родственника, прошедшего войну. Или ковавшего победу в тылу. Приближается 9 Мая, а значит, по улицам нашего города снова пройдет Бессмертный полк. Никогда равнодушно не могу смотреть на людей, несущих портреты своих родных. Сколько гордости. И в то же время - щемящего чувства утраты... Если в нашем классе будут ребята, кто сможет вместе с родителями пойти в колонне, расскажите об этом.... Люди живы, пока их помнят...

6 комментариев:

  1. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна!
    Читаю во многих блогах об этой акции. Очень рада, что ежегодно количество участников только увеличивается.
    "Мешок овсянки" - отличный рассказ для маленьких читателей. Самое главное - понятный им.
    Спасибо Вам большое, что обращаете самое пристальное внимание на процесс чтения! Спасибо, что сохраняете ПАМЯТЬ!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Ольга Николаевна! Всегда, читая детям рассказы о подвигах солдат и простых людей во время войны, с трудом сдерживаюсь. Голос срывается... Подготовила на завтра еще несколько слов. Только бы сдержаться, рассказывая детям о том, что прочитала...
      Спасибо Вам за соучастие!

      Удалить
  2. Здравствуйте, Эльвира Ульфатовна! Праздник Победы для нашей страны это Великий День, самый душевный, самый счастливый и самый светлый! Конечно, мы должны хранить память, передавать ее детям, чтобы помнили какой ценой нашему народу досталась свобода! Ветеранов действительно осталось очень мало и они не любят говорить о войне, о том ужасе который пережили. Лучшим наследием о тех тяжелых днях остаются рассказы и повести военного времени: о маленьких героях и их больших человеческих поступках, о голоде, о страхе и о героизме! Все рассказы рекомендованные Вами для прочтения о Великой Отечественной Войне мы читали вместе с ребенком, слезы останавливали и в горле был ком. Ни одна книга меня не приводила к таким эмоциям! В библиотеке я сама взяла книгу Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке" и не перестаю удивляться мужеству и героизму людей того времени. Спасибо, что говорите с детьми о Великой Отечественной Войне! Мы тоже постараемся подготовить свой рассказ о наших родных, участниках Великой Победы! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Наталья Владимировна! Я помню, как читала "Повесть о настоящем человеке"... Какое мужество и стойкость! Откуда тогда брались в людях силы?...
      Спасибо Вам большое за отклик!

      Удалить
  3. Добрый день, Эльвира Ульфатовна. Спасибо, что обсуждаете с нашими детьми военную тему, прививаете им уважение к поколению, пережившему весь этот ужас. Рассказы о Войне, которые мы сейчас читаем с детьми, вызывают слёзы на глазах и трепет в душе. У нас в семье два деда прошли всю войну и Победу встретили в Берлине, жаль, что не застала их живыми и рассказы о Великой Отечественной Войне слышала от своих бабушек, которые тоже имеют награды за работы в тылу. Это душераздирающая тема через многие поколения прольется слезами, и память о Войне будет жить всегда. Это зависит от нас, насколько мы будем разговаривать об этом с нашими детьми, читать книги на военную тему и вспоминать рассказы, передаваемые из поколения в поколения. Праздник Победы - это великий праздник и гордость за нашу страну и мужество народа. Спасибо, что столько времени уделяете этому великому событию.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Здравствуйте, Мария Владимировна! Не зря говорят, что помнить можно только то, что знаешь. А я хочу, чтобы мои дети помнили... Ведь страшно становится, когда читаешь и слышишь в новостях, что могут делать сейчас подростки. Это ведь самая уязвимая часть общества. Легко внушаемая и ищущая авторитетов. А завтрашние подростки - это наши сегодняшние первоклассники. Родители и учитель - могут и должны сделать все, чтобы сформировать маленького человека, помочь становлению нравственности в душе. Как сложится дальше судьба наших малышей - мы не знаем... Взойдут ли ростки - покажет время.
      Спасибо Вам за отклик!

      Удалить